среда, 23 декабря 2015 г.

Исследование "Категориальная структура исследования восприятия живописных произведений"

В этом году я защитила магистерскую диссертацию по психологии по теме "Категориальная структура восприятия живописных произведений"
(на примере выборки женщин, получивших художественное образование, и женщин без художественного образования). Спасибо всем-всем-всем, кто откликнулся и поучаствовал в выборке и судьбе моей работы. К сожалению, я была нерасторопна и не сделала обещанного - отправить результаты каждому, кто принял участие, и теперь данные с почтовыми адресами уже нельзя восстановить. Мне очень стыдно, но надеюсь, что те, кому было важно и интересно ознакомиться с результатами, смогут сделать это здесь. Если что, я готова ответить на любые вопросы в комментариях)))) Спасибо еще раз, и мне очень стыдно, что я не сделала этого раньше.

Итак, моя работа - началась с того, что я еженедельно наблюдала муки выбора участников мастер-класса по живописи в галерее, где я работаю уже несколько лет. И пришла в голову идея, что можно как-то облегчить жизнь человеку, который пришел написать картину. Поэтому я выбрала картины, которые часто пишут и которые пишут очень редко, и спасибо Константину Селезневу, сделавшему для меня программу для опроса респондентов через интернет. 
Объект исследования – художественное восприятие.
Предмет исследования — особенности восприятия живописного произведения женщинами с разным уровнем художественного образования.
Цель исследования – категориальная структура восприятия живописных произведений женщинами с разным уровнем художественного образования.
Эмпирическая база исследования:
В исследовании приняли участие 50 женщин в возрасте 21–40 лет. 33 женщины без художественного образования и 17 женщин с художественным образованием. Выборка была составлена случайным образом, так как процедура эксперимента проводилась через сеть Интернет с помощью специально созданной для этого исследования программы.
Заинтересовавшихся исследованием, прошу под кат.
Картинки, для привлечения внимания из моей презентации для защиты 
art research
art research
art research
art research

art research


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы. Определены методологические и теоретические основания исследования, определяются цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования; обосновываются новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются положения, выносимые на защиту, формы апробации и внедрения результатов исследования, структура диссертации.
В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения художественного восприятия у женщин с разным уровнем художественного образования» анализируется степень теоретической и эмпирической разработанности данной проблематики в отечественной и зарубежной психологии. Глава состоит из трех основных разделов.
В первом разделе первой главы «Понятие художественного и профессионального восприятия». Анализ научных трудов и периодических изданий по психологии позволил выявить различные определения понятия «художественное восприятие» (В. М. Аллахвердов, 2001; В. А. Барабанщиков, 2002; В. Г. Грязева–Добшинская, 2002; В. П. Зинченко, 2005, 2006; В. В. Знаков, 2000, 2003; Д. А. Леонтьев, 1998, 1999; В. Ф. Петренко, 1997, 2005). Как правило, исследования в области психологии искусства идут в русле изучения процессов создания и восприятия произведений, особенностей, объективированных в их структуре приемов и средств воздействия на реципиента (Леонтьев Д. А., 1998).
Во втором разделе первой главы «Понятие семантического пространства», рассмотрены подходы в определении семантического пространства. Проанализирована концепция Ф,В. Петренко и постулаты экспериментальной психосемантки.
В третьем разделе первой главы «Применение методов экспериментальной психосемантики к сфере искусства», рассмотрены основания для использования методов экспериментальной психосемантики в исследованиях по направлению психология искусства. Приведены значимые понятия и концепции, на которые опираются исследователи в этой области.
Во второй главе «Эмпирическое исследование категориальной структуры восприятия живописных произведений методами экспериментальной психосемантики» описывается программа, методы и результаты эмпирического исследования. Каждый раздел главы посвящен описанию отдельного этапа исследования.
В первом разделе второй главы «Программа и методика исследования» представлена программа эмпирического исследования, проведена операционализация основных понятий, описаны основные методы и методики, выборка исследования, основные этапы и процедура экспериментального исследования с помощью специально созданной программы в среде Интернет.
Во втором разделе второй главы «Анализ специфики восприятия живописного произведения женщинами с художественным образованием и женщинами без художественного образования» приводятся результаты сравнения двух групп испытуемых с помощью применения Т-критерия Стьюдента. Женщины без образования оценивают понравившиеся картины как более красивые, светлые, яркие, активные, теплые, летние, легкие, фактурные, объемные, оригинальные, опираясь скорее на свои эмоции, вместе с тем, женщины с художественным образованием оценивают понравившиеся картины как более реалистичные, что является прямой оценкой направления в живописи.
Картины отталкивающие женщины без образования оценили как более темные, пассивные, статичные, грустные, вновь опираясь на свой опыт и эмоциональный компонент. Размытые, сложные, реалистичные, взрослые – такие критерии, преобладающие в этой группе, могут быть связаны с тем, что у женщин нет навыка написания такого рода работ, и это кажется им сложным. Критерий прошлое, достоверно значимый для данной группы может быть связан с субъективными ассоциациями респондентов, так как наиболее часто выбираемыми картинами в эту группу стали картины, содержащие символы прошлого – чемоданы, разрушенное здание, старый автомобиль, засушенная бабочка, покрытые пылью предметы. Испытуемые с художественным образованием описывают не понравившиеся картины как дисгармоничные, что возможно объяснить сформированностью профессионального восприятия – картины, отобранные в эту группу, отличаются хаотичностью и многоцветием мазков, недостаточно высоким качеством написания живописного произведения, с точки зрения живописной техники.
Испытуемые без художественного образования по сравнению с испытуемыми с художественным образованием склонны описывать картины, которые они хотели бы написать, как более яркие, теплые, радостные, солнечные, близкие, приятные, легкие, эффектные, летние, разноцветные, объемные. Картины, отнесенные к этой группе, отличаются разнообразием палитры, большим количеством цветов и разных оттенков, и больше обращены к эмоциональному компоненту сознания, возможные ассоциации с летним отдыхом. Критерий будущее так же указывает на ассоциации с предстоящим приятным времяпрепровождением. Респонденты с художественным образованием описывают картины, которые хотели бы написать, как более ароматные, спокойные, нежные. Скорее всего, выбирая картины, они предполагают, что смогли бы ее повторить и показать свою состоятельность в профессиональном плане, поскольку картины данной группы, отличаются сложностью палитры и интересным композиционным решением.
Основные выводы этого раздела: в выборе картин женщины без художественного образования больше руководствуются собственным настроением и эмоциональным состоянием, женщины с художественным образованием обращают внимание на характер мазков, композицию и особенности красочного слоя, оценивая его по данным характеристикам.
Во третьем разделе второй главы «Особенности категориальной структуры восприятия живописного полотна у женщин с художественным образованием и у женщин без художественного образования» приводятся результаты сравнения двух групп испытуемых с помощью применения процедуры факторного анализа.
Основные выводы, которые были получены в результате анализа по группе женщин без художественного образования:
     1. Категориальная структура восприятия понравившихся картин включает в себя три фактора: «яркое будущее», «приятная гармония», «активная фактура». Женщины без образования в первую очередь обращают внимание на четкость изображения, разнообразие палитры, использованной художником, и насыщенность цвета, которые создают ощущение радости и могут относится к будущему приятному времяпрепровождению. Затем уже идет оценка картины с эстетической, зрительной, тактильной стороны, и уже в последнюю очередь обращают внимание на фактурность, активность картины, которая оценивается ими как взрослая и оригинальная.

    2. Категориальная структура восприятия картин, которые не нравятся, состоит из трех факторов – «удушливая тяжесть», «статичная реальность», «тусклая зима». Изначально происходит оценка картины с точки зрения эстетики, и обращают на себя внимание символы прошлого, заключенные в полотне, оценка по признакам взрослая-детская и простая-сложная завершают первое впечатление от картины. Затем женщины без образования рассматривают есть ли движение в живописном произведении и насколько оно отражает существующую реальность. И завершающим акцентом в восприятии картины является оценка колорита зимнего-летнего и четкость изображения.

  3. Категориальная структура восприятия картин, которые хотелось бы написать самим, состоит из трех факторов – «разноцветная радость», «приятная гармония», «экспрессия». Первоначально идет визуальная оценка красочного слоя картины, наличие признаков времени года – летнего-зимнего, вызывающих определенные эмоциональные состояния и связанные в сознании с будущим. Затем дается эстетическая оценка картине, оценивается взрослость-детскость снова с точки зрения технического исполнения, а так же реалистичность изображенного. И в последнюю очередь оценивается движение в полотне, которое создается за счет нанесения мазков, подвижность и экспрессия.

Анализируя все категориальные структуры восприятия живописных произведений в зависимости от степени личных предпочтений у женщин без художественного образования можно выделить некоторые интересные особенности:
1.     В первую очередь картины, которые нравятся и которые хотелось бы написать самим, оцениваются по параметру красочного слоя, и наличию символов прошлого-будущего. Затем идет оценка картины с эстетической стороны. И в последнюю очередь картина оценивается по параметру банальная-оригинальная и по параметру движения.
2.     Картины отталкивающие в первую очередь оцениваются с эстетической стороны  и присутствие символов прошлого. И вместе с этим отталкивают картины, которые отражают реальность, обыденность.
3.      Картины оцениваются по эмоциональной составляющей, и тому, какие эмоции они вызывают.
Основные выводы, которые были получены в результате анализа по группе женщин, получивших художественное образование:
1.     Категориальная структура восприятия понравившихся картин будет состоять из трех факторов, где ведущим будет «легкая нежность», а факторы «детальная радость» и «активная и фантастическая» будут добавлять нюансы. В первую очередь при восприятии живописного произведения женщины оценивают красочный слой и цветовую палитру, а так же композиционное решение картины, и вместе с этим дается эстетическая оценка. Затем оценка эмоционального компонента, связанного с детальностью и четкостью прорисовки объектов полотна. И завершает восприятие оценка движения и принадлежность картины к реалистичному или фантастическому направлению.

2.     Картины, отобранные в эту группу, отличаются большим количеством фактурных мазков, но дисгармонично скомпонованных. Все картины написаны в разных жанрах – натюрморт, пейзаж, анималистика. Анализируя все полученные результаты, можно представить категориальную структуру восприятия отталкивающих картин у женщин с художественным образованием, как совокупность факторов «пасмурная и тусклая», «плохая и уродливая» и «обычная реальность». В первую очередь визуально оценивается красочный слой, техника наложения мазков, затем оценивается картина по эстетическим параметрам, и при этом включает эмоциональный подтекст. И в завершении оценивается картина, как принадлежащая к направлению живописи и параметр движения.

3.     На основе анализа полученных результатов, можно сказать, что категориальная структура восприятия картин, которые хотелось бы повторить, у женщин с художественным образованием будет состоять из трех факторов, где ведущим будет «приятное тепло», а факторы «детальная и активная» и «сложная экспрессия» будут добавлять нюансы. В первую очередь картины будут оцениваться как в эстетическом, так и в личном плане, колорит, сложность цветовой гаммы, композиция. Затем происходит визуальная оценка детальности и отчетливости изображенного, и в завершении оценивается характер наложения мазков, которые создают движение и особую экспрессию, а так же оценивается сложность выполнения работы с профессиональной точки зрения. Картины этой группы отличаются сложным расположением мазков, создающих движение, большое количество деталей, игра света и тени создают живописные произведения, которые хотелось бы повторить.

Анализируя все категориальные структуры восприятия живописных произведений в зависимости от степени личных предпочтений, у женщин с художественным образованием можно выделить некоторые интересные особенности:
1.     Ведущим параметром оценки живописных произведений в первую очередь выступают профессиональные характеристики – колорит, композиция, цветовая палитра, техника наложения мазков. При оценке картин в группах «нравятся» и «хотелось бы написать самой» на первый план выходит эстетическая и личная оценка. Оценка отталкивающих картин с эстетической и личной точки зрений происходит только после визуальной оценки техники исполнения и красочного слоя.
2.     Эмоциональный компонент присутствует при оценке отталкивающих картин, в остальных случаях он коррелирует с техническими характеристиками красочного слоя.
3.     При оценке понравившихся и отталкивающих картин завершающим нюансом выступает отнесенность произведения к реалистичному или фантастическому направлению живописи, а так же оценка параметров движения.
4.     Картины, выбранные в группу, которые хотелось бы написать самим, являются индикатором конфликта профессиональных умений и навыков со стремлением повторить выбранное живописное произведение.
Сопоставление категориальных структур восприятия живописного произведения в зависимости от личных предпочтений у женщин с художественным образованием и без художественного образования позволяет сделать несколько интересных выводов:
1.     Женщины без художественного образования при восприятии живописного произведения обращают внимание на красочный слой, цветовую гамму, колорит, но всегда это происходит в корреляции с эмоциональной составляющей, и отнесенностью к будущему или прошлому. В то время как женщины, получившие художественное образование так же воспринимают живописное произведение в первую очередь оценивая палитру, цветовую гамму и технику наложения мазков и композицию, но эмоциональный компонент присутствует только при оценке отталкивающих картин.
2.     Оценка картин по эстетическим и личным параметрам у женщин без образования происходит в первую очередь только при восприятии отталкивающих картин, картины, которые приятны оцениваются по шкалам «хорошая-плохая» и «красивая-уродливая» только после оценки красочного слоя. Женщины, получившие художественное образование, оценивают понравившиеся живописные произведения и те, которые хотели бы повторить, с эстетической и личной стороны в первую очередь, а отталкивающие картины только после оценки техники исполнения и цветовой палитры.
3.     Группа картин, которые хотелось бы повторить, для женщин без художественного образования является индикатором актуального жизненного состояния, а для женщин, получивших художественное образования, такие картины будут индикатором конфликта с профессиональной точки зрения.
Во четвертом разделе второй главы «Особенности семантического пространства восприятия живописного полотна у женщин с художественным образованием и у женщин без художественного образования» приводятся результаты сравнения семантических пространств разных групп женщин после проведения процедуры многомерного шкалирования.
Анализируя семантическое пространство понравившихся картин у женщин не получивших художественного образования можно выделить следующие результаты: в семантическом пространстве расположено два крупных ядра - одно включает визуальную оценку и привлекательность картины, оценку красочного слоя (цветовая палитра и колорит), второе – шкалы оценки параметров движения и равновесия.
Для группы отталкивающих картин характеристики в целом более рассеяны по семантическому пространству, и можно выделить четыре наиболее крупных ядра. Вновь находятся рядом параметры личной и эстетической оценки и эмоционального состояния, но интерес вызывает шкала будущее-прошлое, находящаяся в непосредственной близости от шкалы хорошая-плохая. Женщины без художественного образования оценивают простоту или сложность картин по количеству прописанных деталей и переходу света-тени. Третье ядро составляют характеристики цветности и движения. В данном случае, очевидно, что характер и количество мазков связаны с объемом и фактурой живописного произведения, и отталкивающая картина будет оценена по данным параметрам в совокупности.
По своей структуре семантическое пространство картин, которые хотелось бы написать, больше похоже на семантическое пространство «понравившихся» картин. Одновременное сочетание характеристик визуальной четкости и активности представляют собой восприятие картины не как объекта с определенным набором художественных параметров, но как ассоциацию с прошлым и будущим за счет включения в смысловое ядро данной шкалы. Оригинальность полотна, которое хотелось бы написать самой, для женщины без художественного образования будет в сознании тесно связана с характеристиками движения, которые в живописном полотне создаются особым наложением мазков красочного слоя, а так же за счет изображаемых объектов – ливня или волн, набегающих на берег. Интересно обратить внимание, что в еще одно ядро входят шкалы, преимущественно оценивающие цветовую палитру и насыщенность красочного слоя, вместе с тем включение шкалы радостная-грустная задает интерпретацию всего ядра, так же как шкала близкая-далекая будет скорее всего относиться к эмоциональному компоненту сознания женщин без художественного образования, нежели к оценке композиционного решения полотна. Семантическое пространство восприятия картин, которые женщине без художественного образования хотелось бы написать самой, представлено смысловым ядрами, оценивающими эстетическую сторону работы, эмоциональный компонент содержания работы, связь с индивидуальным прошлым или будущим, а также характеристики движения, которые тесно связаны с оценкой данной картины как оригинальной или банальной.
Анализируя семантическое пространство понравившихся картин у женщин получивших художественного образования можно выделить следующие результаты: нет четких смысловых ядер, большинство шкал расположено на одинаковом расстоянии друг от друга. Понравившиеся картины по эффектности женщины с художественным образованием будут оценивать так же по фактуре самого полотна и разнообразию цветовой палитры. Вероятно, картины с изображением событий прошлого будут оценены так же с точки зрения динамичности написания полотна и количества деталей.
Семантическое пространство «отталкивающих» картин еще более не структурированно, и можно лишь предположить, какие смысловые ядра можно выделить, а какие шкалы относятся к периферии. Реалистичные отталкивающие полотна будут воспринимать как статичные и обычные. Отталкивающие живописные произведения оцениваются женщинами с художественным образованием по характеру нанесения мазков, количеству использованных художником цветов, цветовой гамме и композиции в совокупности.
Семантическое пространство картин, которые хотелось бы написать так же будет содержать ядро с эстетической и личной оценкой. Другое крупное ядро описывает характеристики, относящиеся к цветовой гамме, движению мазка, созданию объема, шкалу взрослая-детская в данном контексте можно интерпретировать как уровень мастерства исполнения работы, включение эмоционально насыщенной шкалы радостная-грустная может быть отражением актуального состояния испытуемых, так как они выбирали картины, которые сами хотели бы написать в настоящий момент времени.
Таким образом можно сделать вывод, что семантическое пространство восприятия живописных произведений у женщин без художественного образования будет отличаться большим количеством смысловых ядер по сравнению с семантическим пространством женщин, получивших образование. Однако, смысловые ядра, входящие в структуру семантического пространства женщин с художественным образованием объединяют профессиональные характеристики и содержит одно ядро, которое является устойчивым при восприятии картин, относящихся к разным группам предпочтений, в то время как смысловые ядра семантических пространств женщин без образования включают характеристики эмоциональной сферы, объединенные с эстетической и личной оценкой живописного полотна.

Буклет, который был сделан специально для участников мастер-класса по живописи в галерее

art research

atr research


Комментариев нет:

Отправить комментарий